Размышления о развлечениях

Обновлено:

Можно ли быть счастливым без развлечений 

«Скучен день до вечера, коли делать нечего»

А скучать-то неохота! Что же делать?

Любить искусство - выше счастья нет!

А вот опыт А.С. Пушкина:

Зима! Что делать нам в деревне? Я встречаю слугу, несущего мне утром чашку чаю, вопросами: тепло ль? Утихла ли метель? И можно ли постель покинуть для седла, иль лучше до обеда возиться с старыми журналами соседа? Пороша. Мы встаем, и тотчас на коня, ... Кружимся, рыскаем и поздней уж порой, двух зайцев протравив, являемся домой. Куда как весело! Вот вечер: вьюга воет; свеча темно горит; стесняясь, сердце ноет; по капле, медленно глотаю скуки яд. ..Читать хочу; глаза над буквами скользят, а мысли далеко. Беру перо, сижу; насильно вырываю у музы, дремлющей, несвязные слова. Ко звуку звук нейдет... Теряю все права над рифмой, над моей прислужницею странной: стих вяло тянется, холодный и туманный. Усталый, с лирою я прекращаю спор… Тоска! Так день за днем идет в уединеньи! Но если под вечер в печальное селенье, когда за шашками сижу я в уголке, приедет издали в кибитке иль возке нежданная семья: старушка, две девицы (Две белокурые, две стройные сестрицы), - как оживляется глухая сторона! Как жизнь, о боже мой, становится полна! Сначала косвенно-внимательные взоры, потом слов несколько, потом и разговоры, а там и дружный смех, и песни вечерком, и вальсы резвые, и шёпот за столом, и взоры томные, и ветреные речи, на узкой лестнице замедленные встречи; и дева в сумерки выходит на крыльцо: открыты шея, грудь, и вьюга ей в лицо! Но бури севера не вредны русской розе. Как жарко поцелуй пылает на морозе!

Гениальное в своей откровенности изложение сути проблемы!

Без эмоциональной энергетической подпитки творчество невозможно.

И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели.

М. Ю. Лермонтов

Стало быть, чтобы жизнь не казалась пустой, скучной и бессмысленной нужна цель? Нужен смысл! Но это тема совсем другой статьи. А пока, друзья мои, чтобы не забивать вам голову проблемами космического масштаба, обратимся к обычным земным радостям, ибо как говорят студенты:

Gaudeamus igitur, juvenes dum sumus! - Будем веселиться, пока мы молоды!

 Студенческий гимн

Бывает ли воспитание увлекательным и забавным

В связи с этим вопросом вспоминаю редкую настольную игру для младших школьников конца 50-х годов прошлого века «С утра до вечера».

 Называется она так, потому что, если игроков не остановить, на эту игру может весь день уйти. Игра коллективная – одновременно могут играть от 2 до 5 игроков. Я играл в неё в детстве со своим братом и школьными друзьями. Потом, когда стал отцом, со своим сыном и дочкой, пока они не подросли. Прошло время, и внуки полюбили эту картонку! На картонке написаны стишки к разным житейским ситуациям, в которые как-бы попадают персонажи-игроки по воле жребия, совершая определённое игральной костью число шагов в направлении от «Старта» к «Финишу». Например: если игрок попадает на красный кружок с номером 9: «Всем история знакома – он (ученик, идущий утром в школу) забыл тетрадку дома и бежит теперь бегом в (на стартовый кружок) номер первый — это дом!».

Можно долго расписывать остроумные правила этой игры, но поскольку вероятность того, что у Вас её нет близка к единице, не буду злоупотреблять Вашим терпением, просто поверьте мне на слово, что воспитательный процесс с использованием этой игры, может быть весьма занятным. Впрочем, дать однозначную оценку его эффективности сам я затрудняюсь. С одной стороны, бонусы за хорошее поведение внедряют в подсознание ребёнка стремление вести себя хорошо: не бить стёкла в окнах, не шуметь, не цепляться за движущиеся машины, делать уроки, заниматься общественной работой и так далее. Но, с другой стороны, никто из моих детей и внуков не был замечен ни в читальном зале, ни на общественных мероприятиях, например, по сбору металлолома. Впрочем, с третьей стороны, дети не причастны ни к зацепингу, ни к катанию на лестничных перилах, ни к разбиванию стёкол в окнах.

Друзья мои, а как вы думаете, полезны ли для детей такого рода игры?

Возможно ли обучение в увлекательной форме

Примером может быть Школа Н.Б. Буракова.

Николай Борисович Бураков – педагог-новатор. Когда у одного из моих внуков в школе возникли проблемы с чтением (механическое звуковоспроизведение без понимания смысла текста), я решил воспользоваться услугами одного из учебных центров Буракова, который открылся недалеко от нашего дома. На открытие центра приехал сам Николай Борисович и прочитал лекцию о своих педагогических принципах.

Кратко, принципы обучения я понял так:

  1. Прежде чем дать ученику теоретическую формулировку, необходимы опыты, постановка вопроса и поиск ответа - от практики к обобщениям. Например, бросаем лист бумаги сначала гладкий, потом скомканный. Почему меняется дальность полёта?
  2. Принцип целостности: не кусочками показывать науку, а общей картиной, чтобы ученик видел лес за деревьями.
  3.  Принцип активного поиска ответа на вопрос при чтении материала.
  4.   Принцип плавности – короткие шаги, ступени доступной высоты. Темп увеличения сложности задач подбирается индивидуально.
  5.  Принцип развивающего дискомфорта. Ученик получает удовольствие от преодоления трудностей, достижения результата.
  6.   Воспитание и обучение нужно исполнять от ДУШИ. Только в этом случае можно быть счастливым.

Эта лекция произвела на меня такое сильное впечатление, что я привёл в неё не только своего второклассника, но и младшего внука, которому в то время не было и трёх лет. Занятия проходили в игровой форме. Не вдаваясь в детали авторских методик Н.Б. Буракова, отмечу только, что старший стал читать вполне осмысленно, а младшему так понравились игры-занятия, что, если мы проходили мимо этого центра, то он должен был обязательно в него войти, и остановить его могла только запертая дверь. В школу младший внук пошёл очень хорошо подготовленный в интеллектуальном плане.

Таким образом, напрашивается вывод, что обучение в форме игры не менее, а, может быть, и более эффективно, чем традиционные школьные методики. Вы согласны?

Что же общего между развлечениями и эффективным обучением?

Интерес!

 Чтобы ученик чему-то научился его необходимо, во-первых, заинтересовать, во-вторых, понятно объяснить. А какое занятие является развлечением? Конечно, интересное! И как же учитель может заинтересовать ученика? Не знаю… Думаю, только заразить своей собственной заинтересованностью. И это бывает. На себе испытал: https://sergey-s-rolev.ru/ob-avtore в главе «Школа» я описал случай о педагоге милостью божией.

К сожалению, сейчас в школах царит скука.

Так стоит ли ждать энтузиазма от школьников в изучении наук?

Друзья мои, а вы знаете таких педагогов, у которых всем или хотя бы некоторым детям учиться интересно?

Танцы

Как говаривала Мэри Поппинс:

Танцевать нужно вдвоём, иначе в танцах нет никакого смысла

Был со мной один случай, когда я работал сезонным рабочим в летнем пионерском лагере. В один прекрасный вечер, меня повстречала девушка Женя, которая в этом лагере вела кружок «Ниточка и иголочка», сообщила, что хочет принять участие в конкурсе бальных танцев, и попросила меня стать её партнёром. То, что мы не умели танцевать, не имело никакого значения - главное, я любил танцы и охотно согласился. Нам показали, как надо танцевать венский вальс и румбу, и мы начали репетировать.

Для репетиций нужен зал, и это была проблема. Однажды, в тихий час мы с Женей проникли в фойе бассейна, включили музыку и начали репетицию. Музыка, вероятно, звучала довольно громко - в зале стали собираться пионеры одного из отрядов и с интересом наблюдать за репетицией. Я не смотрел на детей, но чувствовал их напряжённое внимание. Движения наши стали плавны и точны. Мощная волна музыки подхватила меня и Женю, мы кружились, разлетались, как птицы и вновь слетались, едва соприкасаясь кончиками пальцев, и, словно, электрические искры брызгали от этих прикосновений! Я почти ничего не видел, зрение, как бы отключилось, потому что всё моё существо обратилось в слух. Сердце билось в ритме вальса – РАЗ, два, три, РАЗ, два, три … Вдруг, на одном из виражей я услышал взволнованный голосок одной девочки: «Молодой человек, у вас шнурок развязался!».  Я был тронут. Но может ли стрела остановиться в полёте! Теперь напряжение достигло апогея - вдруг я споткнусь! Но вот музыка смолкла, и «артисты» услышали неожиданные аплодисменты, увидели весёлые улыбки и смех! И в этот момент я понял, ради чего, играют артисты. Это был прекрасный момент, который я с удовольствием вспоминаю тридцать лет спустя.

Да уж, танцы - замечательное развлечение!

 А вам танцы нравятся?

Что плохого в компьютерных играх

Что наша жизнь? Игра!

Модест Ильич Чайковский

Не считаю себя экспертом в компьютерных играх, так как, бросил играть ещё в начале 90-х. Однако в ряду развлечений современной молодёжи компьютерные игры занимают, полагаю, самое значительное положение и не должны быть лишены пристального внимания. Первая игра, с которой я познакомился называется «Тетрис». Это было лет 35 назад. Не уверен, что сейчас есть компьютеры, на которые оную можно установить, такая уж она старая и примитивная. Но, в жизни, мне кажется, я продолжаю играть в эту игру, причём в финальной части, когда скорость возникновения проблем начинает критическим образом превышать быстроту, с которой я способен эти проблемы решать. И неотвратимо приближается «Game over! (Игра окончена!)». Немного тревожно и грустно…

Следующая игра называлась «Перестройка», в которой предприниматель, прыгая по тающим льдинкам, приближался к благоденствию, лавируя между кровожадными бюрократами. Это игра в детстве очень нравилась моему сыну. Но внуки её уже не оценили.

Внукам нравилась GTA – игра для воспитания уличной шпаны. Это имя присвоила себе банда жестоких вымогателей, ликвидированная во время чуть-чуть не удавшейся попытки побега из здания Московского областного суда.

Но встречались мне и развивающие игры для детей, например «Репка».  Сам же я иногда обращаю внимание на шахматные задачи.

В общем, у меня сложилось впечатление, что компьютерные игры в массе своей, пустая трата времени, вредная для здоровья зрения, мускулатуры, осанки и психики. Есть полезные развивающие игры, например, «шахматы» или «го». Но, в любом случае, computer game это уход из реального мира в мир виртуальный. А польза или вред от этого занятия зависит от меры употребления.

А вы как относитесь к компьютерным играм?

 Как прекрасен этот мир

Давным-давно у меня была удивительная игрушка – калейдоскоп. Это такая картонная трубка, закрытая по концам стёклами. Если смотреть в неё с одного конца, а второй повернуть к яркому свету, то увидишь волшебной красоты узор, обладающий удивительным свойством – стоит трубку чуть-чуть повернуть, как узор превращается в совсем другой, может быть, ещё более красивый, но сравнить уже не с чем, потому что тот, который был раньше уже никогда, никогда больше не увидишь! Совсем как в жизни – каждое мгновенье имеет свою окраску, и дорого нам, по-своему.  Но всё проходит безвозвратно, оставаясь только в нашей памяти драгоценным воспоминанием! И так дороги бывают старые, никому, кроме меня, не нужные предметы. Пластмассовая кукла Вася, октябрятская звёздочка, лента, которой было завязано одеяло моей дочки, когда я забирал её из роддома…  Все эти предметы воскрешают в памяти моменты, когда я был счастлив, и тепло становится на сердце, давно уж остылом.

Когда я учился в третьем классе, на уроках труда учительница нас учила вышивать цветными нитками – мулине. И вот я решил вышить платочек маме на 8 Марта. Но не успел. Вечером мама спросила, что я ей подарю на праздник, и я преподнёс ей свою незаконченную работу. Мама была недовольна, а мне было стыдно. Но странное дело, если мне вдруг попадутся на глаза мотки мулине, в душе пробуждается нежность и умиление, и снова мне 9 лет, и мне, как бы тревожно и неловко, и приятно, в то же время, ведь мама меня давно простила и улыбается с небес, и благословляет…  И мне хочется, продлить это ощущение, и я сентиментально любуюсь жизнеутверждающими цветными нитками.

Разве у вас не бывает в жизни подобных минут?

П. Герман

На самом деле, я, практически, всю жизнь наслаждаюсь красотой окружающего мира, и стараюсь запечатлеть всю его восхитительную красоту! Такое вот развлечение.

А вы храните, что-нибудь на память?

Зрелища - духовная пища

Как говорил В.И. Ленин А.В. Луначарскому: «Важнейшим из искусств для нас является кино». Разумеется, Владимир Ильич имел в ввиду интересы пропаганды советского образа жизни, идеологического воспитания народа через развлекательные зрелищные мероприятия. Наверное, основатель Советского союза был прав. Но мне вспомнилось зрелище другого сорта.

 Кажется, в 1966 году я попал в Московский театр Сатиры на спектакль по пьесе Ж.Б. Мольера «Проделки Скапена». Я забыл сюжет пьесы, но на всю жизнь запомнил песню, исполненную Спартаком Мишулиным перед антрактом:

Даже у плута раздумья минута вдруг наступает, и он уже не плут. Кажется странным ему то, что люди, то, что все люди так безнадёжно лгут. Только увидит судью он и тут-то совести муки немедленно пройдут…

С этой песней о вечной и безнадёжной мечте Человека о правде и справедливости Спартак Мишулин навсегда вошёл в моё сердце! Так он её спел проникновенно!

Так что, театральные зрелища, на мой взгляд, тоже, иногда, приносят нам духовную пищу.

Не только священное писание.

А как думаете вы?

 В наше время, государство Российское пустило эту тему на самотёк и развлечением народа в кинотеатрах занимается Голливуд, в интернете Ютьуб, которые сами решают, что надобно российскому зрителю.  

Правильно ли это? А, может быть, нужна отечественная, государственная цензура? Как вы думаете?

Творчество – развлечение или труд

Бросая взгляд на прошедшую жизнь, я осознаю, что всё чем я занимался по своему собственному желанию, а не по чьему-либо требованию, превращалось для меня в развлечение. А занятий таких было огромное множество: выпиливание лобзиком из фанеры, колка дров, уход за садовыми растениями, прогнозирование баланса потребления электроэнергии города Химки на очередной год… Сейчас дошло до решения математических задач школьной программы. Продолжать можно долго, но боюсь утомить читателя.

Наверное, каждый человек получает удовольствие от созидательного труда, который он любит и исполняет по собственному желанию. Особенно, если чувствует, что делает это хорошо. И тогда его творческий труд становится интересным и полезным развлечением, приносящим труженику удовлетворение и радость. Вы согласны?

Основные выводы

Разумеется, жизнь наша не из одних развлечений состоит, но хочется, чтобы их было как можно больше, потому что они доставляют радость, а радость делает Человека счастливым. Не в этом ли смысл жизни?

 В детстве можно было купить радость за 20 копеек: купил билет и прокатился на карусели!

 А сейчас какие могут быть радости?

Ну, по интересам. Кто-то интересуется девушками, кто-то курсом акций на фондовой бирже. Кто-то радуется высоким дивидендам, кто-то восходу солнца из-за горы Ай-Петри. А кто-то содержательным комментариям к своей статье.

Короче, радоваться надо всему, что Господь ни пошлёт, ибо уныние – грех. 

А какие у вас любимые развлечения? Буду рад пообщаться с вами в комментариях. Спасибо!

1 комментарий

Аватар комментатора Сергей Ролев Автор: Сергей Ролев

В игре "С утра до вечера" для кружка с номером 42 написан текст: "Возьму у старушки её саквояж, сама отнесу на четвёртый этаж". В качестве бонуса за это доброе дело игрок продвигает свою фишку на 7 позиций ближе к финишу (победе). Вчера Господь проверил, как я выучил этот урок. Когда я на самокате подъезжал к своему двору, пожилая женщина попросила меня отнести её тяжёлую сумку на колёсах на четвёртый этаж, что я и сделал. Вспомнил, как в детстве меня на пятый этаж незнакомый мужчина на руках донёс, когда меня "скорая помощь" из больницы домой привезла. А потом папа носил вверх по лестнице после прогулки. А весил я тогда 20 кг. Долг платежом красен! Кто-то сделает доброе дело мне, кому-то я. "Небесная бухгалтерия" баланс сведёт...

Оставить комментарий

Отправить комментарий Отменить

Сообщение