Прогулка в музее-заповеднике Коломенское

Введение

Лет двадцать или тридцать назад я впервые посетил музей заповедник «Коломенское» в Москве. От этой экскурсии осталось воспоминание о литургии в Казанской церкви.

Следующий визит состоялся лет через 10 после первого. 

Самое яркое впечатление осталось от вида на Вознесенскую церковь.

Казалось, храм вознёсся и летит над расстилающейся широкой долиной реки Москвы… И сам я, как-бы, лечу за ним…

 Удивительное ощущение.

В те далёкие годы у меня не было возможности фотографировать, как бы мне этого не хотелось. А теперь, на старости лет такая возможность возникла, и я решил её использовать.

Церковь Вознесения я помню со школьной скамьи. В память врезался её поразительный шатёр, и именно этот образ всегда манил меня в Коломенское.

Кроме этого, мне хотелось проведать вековые дубы в Вознесенском саду, с которыми я познакомился во вторую поездку.

Вход от станции метро Каширская

Раньше я заходил на территорию музея-заповедника со стороны станции метро Коломенская, но на этот раз последовал совету «Алисы», и попробовал войти со стороны станции метро Каширская. То ли я неправильно понял, то ли у Алисы карта старая, но, выйдя из метро, я перешёл Каширское шоссе, о чём вскоре пожалел, так как что-то мне подсказывало, что с этой стороны музея-заповедника нет. К счастью, устремив свой взор на противоположную сторону шоссе, я увидел парящего над зелёными верхушками высоких деревьев золотого двуглавого царского орла. Слава Богу, дальнозоркость мне это пока ещё позволяет. Вернувшись назад к тому выходу, из которого вышел, перешёл на светофоре проспект Маршала Шестопалова, сквер, проспект Андропова и прошёл через ворота на территорию музея-заповедника Коломенское.

План экскурсии

Очень кстати, около входа была план-схема территории, которую я постарался изучить и сфотографировал.  

Одним из результатов этого изучения было открытие Предтеченского храма, о существовании которого я раньше не знал. Мне захотелось его непременно посетить. Но сначала, конечно, надо было почтить царский дворец, золотой орёл которого только что оказал мне столь важную услугу. На схеме стрелками я обозначил намеченный примерный маршрут своей прогулки.

Царский дворец

Алексей Михайлович, второй царь династии Романовых, построил дворец в Коломенском на месте старого княжеского терема в 70-х годах XVII века. Простояв полтораста лет и, изрядно, обветшав, дворец был разрушен французскими солдатами в 1812 году. Однако, в 2010 году, восьмое чудо света, как называли это сооружение современники, было восстановлено. В этом дворце родилась дочь Петра первого, в дальнейшем императрица Елизавета Петровна.

Двигаясь от входа по 2-й улице Дьякова городища, я подошёл к дворцу со стороны хором младших и средних царевен, среди которых, в своё время, резвилась и царевна Софья, единокровная старшая сестрица Петра I, с которой он так люто враждовал в борьбе за власть.

Уютный такой терем, с высоким крыльцом и сенями.

Обойдя эти хоромы, подошёл я к женской половине дворца.

А, пройдя через двор, вышел к фасаду царских хором с тем самым золотым орлом, который и помог мне найти верный путь.

«Восьмое чудо света» мне показалось достаточно симпатичным. Однако, фотографии у моего внука ожидаемого восторга не вызвали.

Довольно близко от дворца растут густые сады, и высокие деревья заслоняют этот шедевр средневековой архитектуры. Жаль, нет вокруг него просек, которые гроссмейстеры парковых ансамблей, называют «перспективами» - издали дворец смотрелся бы эффектнее.

Продолжив путь среди обширных вишнёвых, яблоневых и сливовых садов, я вышел на 1-ю улицу Дьякова городища.

Эта улица идёт по краю крутых высот, с которых открываются чудесные виды на долину Москвы реки.

Первая улица Дьякова городища приводит к воротам погоста старинного храма усекновения главы Иоанна Предтечи.

Храму, а, стало быть, и кладбищу немного меньше полтысячи лет. Площадь погоста примерно 1 гектар. Сколько же здесь было могил… Наверняка и священников немало было похоронено. А теперь один только мраморный памятник и десяток древних надгробных камней, собранных в две кучи, да несколько десятков металлических крестов, явно ХХ века. Странная ситуация. Вероятно, памятники на старинных могилах были снесены, а на "освободившейся" площади похоронены люди, умершие в ХХ веке.

А что же это за мраморный монумент?

Памятник лишился своей верхней части, вероятно, представлявшей собой крест, павший жертвой воинствующих атеистов. Однако, почему же этот камень не постигла участь остальных надгробий?

Полагаю, разгадка в пяти буквах второй строки эпитафии, начертанной на сём камне:

Эти буквы – «крест.», сокращение слова «крестьянки». Возможно, руководитель сноса памятников эксплуататорам и их пособникам, счёл, что памятник безвременно ушедшей из жизни представительнице трудового народа, крестьянке, следовательно, союзнице пролетариата можно оставить на месте, после усекновения главы (креста).

Впрочем, это всего лишь, мои домыслы.

Но, благодаря, тому, что по той или иной причине памятник сохранился, мой внук несколько изменил своё отношение к истории.

Да ведают потомки православных земли родной минувшую судьбу!

А.С. Пушкин

Во-первых, впечатляет благосостояние семейства крестьянки Васильевой, воздвигшей ей прекрасный мраморный монумент.

Во-вторых, значение, которое эта семья придавала количеству прожитых Александрой Васильевной лет, месяцев и дней всего, и, в частности, в замужестве. Поскольку Александра Васильевна погребена вместе со своим младенцем Николаем, логично предположить, что причиной её смерти были послеродовые осложнения. То, что от венчания до родов прошло 10 мес. 21 д., очевидно, должно свидетельствовать о целомудрии покойной в девичестве.

Наверное, семья пожертвовала храму внушительную сумму, и доказала благочестие покойной, удостоенной чести быть погребенной на погосте церкви, в которую ходили молиться русские цари - Василий III, сын его Иван IV Грозный, Алексей Михайлович, а, может быть, и Пётр I. 

Но вот, рядом с крестьянской могилой появилась другая:

Крайне лаконичная эпитафия. Пришло новое время. Зачем забивать головы прохожим подробностями?

В Предтеченском храме.

Так, размышляя, о превратностях судьбы, я подошёл к церкви.

Дверь была открыта настежь. Осенивши себя крестным знамением, я осмелился войти.

 В небольшом пространстве, напоминающем дно глубокого колодца, непонятно как освещённого, никого не было.

Горели свечи. Святые серьёзно и испытующе смотрели прямо в душу. Меч взвился над головой Иоанна…

Послышались какие-то вздохи – наверное кого-то из священнослужителей из бокового придела.

Я поспешил удалиться, не будучи уверенным в том, что достоин долго оставаться в сём месте, где сам Иван Грозный молился коленопреклоненно и поклоны в пол клал…

Выйдя из храма, я пытался его сфотографировать, но обступившие его высокие деревья этого не позволили.

Осталось удовольствоваться памятной плитой.

На этот раз, храм усекновения главы Иоанна предтечи стал самым сильным впечатлением визита в Коломенское. Не скажу, что впечатление это было очень приятным. Показалось, что прикоснулся нечаянно к чему-то жестокому и страшному.

Хотелось поскорее покинуть это грозное место.

И пусть у гробового входа, младая будет жизнь играть, и равнодушная природа красою вечною сиять 

А.С. Пушкин

Голосовой овраг

Справа от выхода за церковную ограду деревянная лестница ведёт на дно Голосового оврага. Есть мнение, что овраг не Голосовой, а Волосовой. И не Волосовой, а Велесов.  А Велес – языческий бог, и в сём овраге было древнее славянское капище.

Молодые и не очень люди, поднимающиеся по вышеупомянутой лестнице, жаловались на одышку и усталость. Не мудрено – овраг реально глубокий. Поэтому, когда я спустился вниз, то не стал выбираться из него по лестнице противоположного склона, а решил сберечь силы, двигаясь вдоль весёлого Коломенского ручья, осмотреть пруды и выйти на берег Москвы реки.

Один из прудиков был украшен белыми нимфеями – кувшинками, вокруг которых плавала утка с утятами. Милый вид!

До реки было совсем недалеко.

По речке плыл речной трамвайчик, по берегу катались велосипедисты. Народ покупал мороженное, напитки и загорал, наслаждаясь свежим ветром и летним солнцем.

Вознесенская церковь

 Налюбовавшись голубым простором, я начал подъём к Вознесенской церкви – первоначальной цели моей экскурсии.

Подъём был отнюдь не утомителен. Вскоре деревья расступились, как театральный занавес, и открыли вид на красавицу церковь, в которой, как говорят, крестили Ивана Грозного. Что вызывает некоторое недоумение – ведь сам храм освятили в 1532 году, а наследник Василия III родился накануне дня Иоанна предтечи 25 августа 1530 года.

Вот она красавица, вся устремлённая в небо! Как ракета на космодроме! Хороша! Причём на фотографии она мне нравится ещё больше, чем на пленэре. Видимо, камера сглаживает некоторые шероховатости и повреждения поверхности.

Церкви, великие грани голос ваш радостно строг! В мире размеренных зданий смотрите вы на восток! Цепью застывших строений скованы думы и сны. В городе вы - словно тени тихо встающей весны

В.Я. Брюсов

Вековые дубы

Ну, а теперь осталось только проведать вековые дубы.

Легенда музея-заповедника – Петровский дуб. Утверждается, что будущий первый российский император изволил изучать грамоту под сим древом. На мой взгляд, не слишком удобное место для занятий. Впрочем, если легенда соответствует действительности, это объясняет неразборчивый почерк и фантастическое количество ошибок при письме умного, на самом деле, ученика.

Во время моего прошлого посещения дубовая роща ещё не была огорожена забором, и земля вокруг дерева была утрамбована посетителями, желающими обнять дуб и зарядиться его природной энергией. Теперь дерево защищено от энергетических вампиров, выглядит даже лучше, чем десяток лет назад.

Выход из музея-заповедника

На этом я решил закончить свою экскурсию и стал искать выход к станции метро Коломенская.

К сожалению, пренебрёг указателем на перекрёстке и попал на не самую короткую дорогу.

Путь к метро занял минут 15. Зато он был украшен розами!

Рекомендую следующий маршрут выхода:

от Вознесенской церкви через передние ворота прямо, мимо Казанской церкви, выходим через Спасские ворота и сворачиваем направо на Большую улицу, с которой через двадцать шагов сворачиваем налево и продолжаем движение до выхода с территории заповедника. Далее следуем прямо, по аллеям между проспектом Андропова и жилыми домами примерно 800 м до станции метро Коломенская.

Вывод.

Коломенское – реально, место силы, где расположено несколько артефактов российской истории, способных взволновать русское сердце и вызвать патриотические чувства. При возможности, непременно посетите это удивительное и загадочное место!

3 комментария

Аватар комментатора Сергей Ролев Автор: Сергей Ролев

Павлина, спасибо за отзыв! Рад, что Вам статья понравилась!

Аватар комментатора Павлина Автор: Павлина

Спасибо за прекрасную экскурсию по заповеднику.

Аватар комментатора Сергей Ролев Автор: Сергей Ролев

Павлина, я рад, что Вам понравилась заметка о Коломенском! Это, действительно, удивительное место!

Оставить комментарий

Отправить комментарий Отменить

Сообщение